Супервизия психологов

Здесь вы можете записаться на консультацию, узнать больше и оплатить ее

О супервизии

"Супервизия (от supervidere — обозревать сверху) — это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии." (Кулаков С.А.)

Супервизия отличается от спонтанного разговора о клиенте и трудностях работы с ним тем, что как правило, имеет некоторый план, структуру, в рамках которой осуществляется супервизия. В моём представлении план, по которому осуществляется супервизия в группе, служит для отделения этапа представления случая от этапа его изучения и проработки с супервизором и получения обратной связи.

Первая часть супервизии – это представление случая. Так для того, чтобы получить помощь по поводу своего клиента в супервизорской группе нужно понять, как представить случай клиента и вашу работу на супервизию. Обычно для этого используется схема представления случая на супервизию.

Разные супервизоры и разные ведущие супервизорских групп разрабатывают свои схемы представления случая. Они могут быть более или менее строгими, требовать большей или меньшей работы психолога по подготовке и запрашивают разный объём информации. В некоторых супервизорских группах требуется расшифровка аудиозаписи сессии, подробные биографические данные и пр. Безусловно, подход к представлению случая зависит от терапевтического направления, в котором работает супервизор и супервизант.

В работе С.А. Кулакова «Супервизия в психотерапии» представлен следующий примерный перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии (далее цитата).

1. Общие сведения о пациенте: возраст, профессия, семейное положение, религия, характеристика микросоциального окружения.

2. Симптомы, их значение, содержание, история, метафоры.

3. Жалобы. Предъявленные жалобы начинаются с описания имеющихся жалоб словами инициатора обращения или того, кто первым вступил в контакт. Предъявленная жалоба — это платформа, на которой базируется дальнейшая оценка.

4.Опыт общения семьи со специалистами помогающих профессий:
• общение семьи/пациента со специалистами в настоящее время;
• прошлый опыт обращения за психологической помощью;
• влияние прошлого опыта на точку зрения профессионалов.

5.Анамнез заболевания. Время возникновения симптомов. Связь с особенностями жизни и деятельности, с другими заболеваниями и факторами жизни (в т. ч. психогенными). Наличие «светлых промежутков» (без симптомов), с чем, по мнению пациента, они связаны. Что изменилось в лучшую сторону в жизни пациента и его семьи с появлением симптомов, что — в худшую.

6. Условия оказания помощи:
• амбулаторное или стационарное лечение (например, при угрозе суицида, психической неустойчивости, неэффективности амбулаторной терапии), консультации по телефону, выезд на дом, консультации вне официального времени, ночью, в выходные, прерывание отпуска, экстренные случаи.
• индивидуальная, супружеская, семейная или групповая психотерапия, интеграция моделей, один или несколько психотерапевтов.

7. Контекст направления
• Кто дал пациенту направление на терапию?
• Кто порекомендовал или заставил пациента обратиться к психотерапевту?
• Почему пациента направили именно к супервизируемому терапевту?
• Связывают ли психотерапевта с пациентом или его микросоциальным окружением какие-либо еще отношения, кроме терапевтических?

8.Ожидания пациента
• Что надеется получить от психотерапии пациент?
• Как он выразил свои пожелания по психотерапии?
• Что указывает на его скрытые желания в этом отношении?
• Реальны ли желания пациента?
• Почему пациент пришел именно к супервизируемому?
• Почему пациент именно сейчас хочет воспользоваться психотерапией?
• Имеется ли несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий)?

9. Ожидания психотерапевта
• Считает ли психотерапевт себя компетентным (ой) предоставить пациенту то, чего ожидает последний?
• Готов ли психотерапевт исполнить это?
• Есть ли у психотерапевта собственная цель в психотерапии (явная, неявная), от которой пациент уклоняется?

10. Цель психотерапии (контракт)
• Определялись ли вместе с пациентом цели психотерапии?
• Каковы установленные цели?
• Имеются ли у психотерапевта гипотезы происхождения проблем у пациента?
• Как определяется продвижение к установленным целям психотерапии? Кто за это отвечает?
• Разъяснялся ли пациенту вопрос о границах "возможного" в психотерапии?
• Каков терапевтический прогноз?
• Какова предварительная оценка длительности общего лечения?
• Какова длительность и частота психотерапевтических встреч?
• Каков гонорар, кто будет покрывать расходы, оплата пропущенных встреч?
• Сошлись ли вы с пациентом на конкретных условиях?
• Способен ли пациент, исходя из сложности его заболевания и характера, придерживаться оговоренных Вами правил?

11. Терапевтические отношения (перенос-контрперенос).

12. Является ли избранный метод наилучшим при существующем диагнозе, структуре пациента и целях терапии?

13. Почему супервизируемый представляет именно этого пациента? (цитата завершена)

Хорошо иметь ответы на все эти вопросы, готовясь к супервизии. Однако редко практикуется строго формализованный доклад психолога при представлении случая.

Некоторые супервизоры в целом не формализуют этот процесс. В таком случае, схема представления случая выглядит очень просто: психолог рассказывает о клиенте то, что сочтёт важным и нужным, затем супервизор задаёт вопросы, требующие прояснения, которые уже могут быть полезны психологу, поскольку могут высветить те аспекты работы, которые по каким-то причинам выпали из зоны внимания терапевта/психолога.

В завершении этой части супервизии психолог формулирует запрос к супервизору отноительно представленного клиента.

Вторая часть супервизии – это собственно процесс супервизии, когда особым образом организованная беседа позволяет психологу продвинуться в русле запроса и получить опоры в работе с клиентом.


Третья часть – это отзывы участников группы на представленный случай и переживания супервизируемого и тп.

Запишитесь на супервизию

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных, соглашаетесь с политикой конфиденциальности и подтверждаете, что ознакомились с публичной офертой.